Психообразовательная программа для пациентов.

Продолжительность программы: 1.5-2 месяца, частота - 2 раза в неделю, занятия по мере комплектования групп.

Контактный телефон для информации: 241-29-91. Прием в группу после предварительного собеседования

Программа школы

  1. Знакомство. Цели, задачи психообразовательной программы. Представление участников. Информация о том, как будут проводиться занятия (интерактивное обучение). Ознакомление с предварительным планом занятий. Заполнение опросника. Принятие правил работы группы.
  2. Причины, течение, прогноз психических расстройств. Принятие окончательного плана на основе заполненного на предыдущем занятии опросника. Причины психических расстройств (модель диатез – стресс — уязвимости). Распространенность психических заболеваний. Течение и прогноз.
  3. Расстройства настроения: депрессия, мания. Основные симптомы, их распознавание. Сопоставление описания указанных симптомов с личным опытом участников. Обсуждение опыта преодоления указанной симптоматики (навыки совладания). Контроль поведения.
  4. Галлюцинации, нарушения мышления и бред. Общее краткое описание болезненных симптомов. Научение распознаванию у себя обманов восприятия (голосов), бредовых идей, галлюцинаторного и бредового поведения. Тестирование болезненных явлений реальностью. Обучение приемам самоконтроля симптомов, отвлечения от болезненных переживаний, дистанцирования от них, навыкам совладания.
  5. Формирование мотивации на распознавание обострений болезненных расстройств для внесения своевременных корректив в лечение, контроля за сохранением правильного поведения и тем самым предупреждения госпитализации.
  6. Фармакотерапия. Роль лекарственной терапии в избавлении от симптомов, предупреждении их возобновления и недопущении повторных и частых госпитализаций. Значение комплайенса, формирование мотивации к соблюдению лекарственного режима. Информация о различных классах лекарственных препаратов, применяемых в психиатрии, способы приема лекарств, цели лечения.
  7. Нейролептики. Антидепрессанты. Транквилизаторы. Нормотимики. Ноотропы. Корректоры. Побочные эффекты и способы их преодоления. Контроль эффективности фармакотерапии и побочных эффектов. Стимуляция активности пациентов путем обсуждения личного опыта участников по поводу взаимосвязи между приемом препаратов и улучшением состояния. Обоснование необходимости длительного поддерживающего лечения, психосоциальной терапии.
  8. Неправильное поведение, обусловленное болезнью. Способы распознавания симптомов и контроль над ними. Обучение пациентов наблюдению за собой и умению отмечать у себя начало обострения. Способы преодоления стойких симптомов (навыки совладания) и управления болезнью. Больной и семья (разрешение конфликтов, отношение к неправильному поведению).Необходимость обращения к врачу при выявлении начальных признаков обострения для возможной коррекции лекарственной терапии и предупреждения госпитализации. Приемы самонаблюдения и самоконтроля неправильного поведения. Формирование ответственности за социально-приемлемое поведение, необходимость выполнения повседневных социальных требований. Самоконтроль с целью предупреждения частых повторных госпитализаций и сохранения социальных позиций пациента и его семьи.
  9. Стигма. Понятие «стигмы». Пути преодоления жизненных трудностей вследствие стигмы, связанной с психическим заболеванием и инвалидностью. Самостигматизация пациентов и их родственников (низкая самооценка, заниженный уровень притязании, недооценка своих прав). Негативные мифы о психических заболеваниях. Положительные примеры по преодолению стигмы психического заболевания.
  10. Заключительное занятие. Описание различных форм помощи: учреждения, оказывающие психиатрическую помощь и решающие неотложные проблемы, общественные организации, социальные службы, другие ресурсы сообщества. Адреса и телефоны местных общественных организаций, групп поддержки. Социально-правовые вопросы. Необходимость продолжения участия в группах поддерживающей психосоциальной терапии.