Психообразовательная программа для пациентов.
Продолжительность программы: 1.5-2 месяца, частота - 2 раза в неделю, занятия по мере комплектования групп.
Контактный телефон для информации: 241-29-91. Прием в группу после предварительного собеседования
Программа школы
- Знакомство. Цели, задачи психообразовательной программы. Представление участников. Информация о том, как будут проводиться занятия (интерактивное обучение). Ознакомление с предварительным планом занятий. Заполнение опросника. Принятие правил работы группы.
- Причины, течение, прогноз психических расстройств. Принятие окончательного плана на основе заполненного на предыдущем занятии опросника. Причины психических расстройств (модель диатез – стресс — уязвимости). Распространенность психических заболеваний. Течение и прогноз.
- Расстройства настроения: депрессия, мания. Основные симптомы, их распознавание. Сопоставление описания указанных симптомов с личным опытом участников. Обсуждение опыта преодоления указанной симптоматики (навыки совладания). Контроль поведения.
- Галлюцинации, нарушения мышления и бред. Общее краткое описание болезненных симптомов. Научение распознаванию у себя обманов восприятия (голосов), бредовых идей, галлюцинаторного и бредового поведения. Тестирование болезненных явлений реальностью. Обучение приемам самоконтроля симптомов, отвлечения от болезненных переживаний, дистанцирования от них, навыкам совладания.
- Формирование мотивации на распознавание обострений болезненных расстройств для внесения своевременных корректив в лечение, контроля за сохранением правильного поведения и тем самым предупреждения госпитализации.
- Фармакотерапия. Роль лекарственной терапии в избавлении от симптомов, предупреждении их возобновления и недопущении повторных и частых госпитализаций. Значение комплайенса, формирование мотивации к соблюдению лекарственного режима. Информация о различных классах лекарственных препаратов, применяемых в психиатрии, способы приема лекарств, цели лечения.
- Нейролептики. Антидепрессанты. Транквилизаторы. Нормотимики. Ноотропы. Корректоры. Побочные эффекты и способы их преодоления. Контроль эффективности фармакотерапии и побочных эффектов. Стимуляция активности пациентов путем обсуждения личного опыта участников по поводу взаимосвязи между приемом препаратов и улучшением состояния. Обоснование необходимости длительного поддерживающего лечения, психосоциальной терапии.
- Неправильное поведение, обусловленное болезнью. Способы распознавания симптомов и контроль над ними. Обучение пациентов наблюдению за собой и умению отмечать у себя начало обострения. Способы преодоления стойких симптомов (навыки совладания) и управления болезнью. Больной и семья (разрешение конфликтов, отношение к неправильному поведению).Необходимость обращения к врачу при выявлении начальных признаков обострения для возможной коррекции лекарственной терапии и предупреждения госпитализации. Приемы самонаблюдения и самоконтроля неправильного поведения. Формирование ответственности за социально-приемлемое поведение, необходимость выполнения повседневных социальных требований. Самоконтроль с целью предупреждения частых повторных госпитализаций и сохранения социальных позиций пациента и его семьи.
- Стигма. Понятие «стигмы». Пути преодоления жизненных трудностей вследствие стигмы, связанной с психическим заболеванием и инвалидностью. Самостигматизация пациентов и их родственников (низкая самооценка, заниженный уровень притязании, недооценка своих прав). Негативные мифы о психических заболеваниях. Положительные примеры по преодолению стигмы психического заболевания.
- Заключительное занятие. Описание различных форм помощи: учреждения, оказывающие психиатрическую помощь и решающие неотложные проблемы, общественные организации, социальные службы, другие ресурсы сообщества. Адреса и телефоны местных общественных организаций, групп поддержки. Социально-правовые вопросы. Необходимость продолжения участия в группах поддерживающей психосоциальной терапии.